Связаться с нами

Влюбленные в страну и в Петербург — интервью Екатерины Шадской газете «Санкт-Петербургские ведомости»

Работающая в отрасли уже более 20 лет директор Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская знает тему досконально. Накануне Всероссийского дня туризма, который, по традиции, отмечается 27 сентября, известный петербургский журналист Владимир Сергачёв побеседовал с ней о том, как и чем живет современный российский туризм.

— В 2014 году вы стали одним из лауреатов премии правительства РФ за создание Национальной программы детского туризма. А как сейчас живет этот проект, стартовавший в Петербурге?

— Это история о том, как одна замечательная инициатива — в данном случае Министерства культуры РФ — со временем переросла в нечто куда более фундаментальное. Осенью 2013 года в Петербурге стартовал пилотный проект «Моя Россия: град Петров». В его рамках дети из Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов прибывали в наш город в составе туристско-экскурсионных групп. Финансовое бремя проекта взял на себя Минкульт, а координатором стало Северо-Западное отделение Российского союза туриндустрии. И поскольку, по общему признанию, все было сделано на высоком уровне, этот пилотный проект был переформатирован в Национальную прог­рамму детского туризма, когда и в других регионах стали принимать юных гостей.

С тех пор более 75 тысяч школьников из разных уголков нашей страны смогли побывать в Петербурге и ознакомиться с его великой историей и достопримечательнос­тями. Программа не вставала на паузу даже в пандемийные годы, она успешно работает и сегодня. Так, в 2022 году в рамках национального проекта «Культура» в Петербурге планируется реализовать четыре культурно-просветительские программы для детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет. В общей сложности по туристическим маршрутам отправятся 7680 учеников практически со всех регионов страны. Поездки для ребят продлятся до конца октября. Маршруты посвящены 350‑летию со дня рождения Петра I и Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Но и это еще не все. Федеральная программа стала примером для регионов, которые, выполняя поручение президента России Владимира Путина, стали запускать собственные проекты по развитию детского туризма. Так, в 2017 году в Ленинградской области стартовал проект «Мой родной край — Ленинградская область». За шесть последующих лет почти 21 тысяча школьников 5 – 11-х классов из всех районов Ленобласти получили возможность ознакомиться с наиболее значимыми объектами своего региона за счет областного бюджета. А нынешней осенью в Петербурге запущен новый городской проект «Юный путешественник Санкт-Петербурга», включающий восемь туристско-экскурсионных маршрутов с охватом до 30 тысяч учеников петербургских школ. Его координацию под руководством Комитета по развитию туризма также осуществляет Северо-Западное отделение Российского союза туриндустрии.

Трудно переоценить вклад всех перечисленных проектов в процесс развития культуры путешест­вий и патриотического воспитания подрастающего поколения. Я очень рада, что мне довелось быть причастной к их реализации, а главная награда — это счастливые глаза детей, влюбленных в свой город и в свою страну.

— В период пандемии туризм как в Петербурге, так и в стране в целом оказался в сложной ситуации и был признан одной из самых пострадавших отраслей экономики. Удалось ли отыграть потери?

— Если посмотреть статистику по Петербургу за 8 месяцев 2022 года, то количество туристских прибытий в наш город превысило 5,5 миллиона.

В подавляющем большинстве это наши соотечественники, иностранцев лишь 160 тысяч. Если учесть, что 5,5 млн «внутренних» туристов это примерно столько же гостей, сколько в 2019‑м прибыли в Петербург за целый год, динамика налицо.

Сейчас петербуржцы, как и другие россияне, активно путешест­вуют по своей стране, весь текущий год показатели внутреннего туризма впечатляют. Уверена: в этом направлении мы не только отыграем потери, но и превзойдем былые достижения.

 На ваш взгляд, удастся ли нашему городу в этом году превысить уровень 7 миллионов турис­тов?

— Все предпосылки для этого есть. Например, если раньше в Северной столице был ясно виден водораздел между высоким (май — сентябрь) и низким (октябрь — апрель) сезонами, то теперь он все больше сглаживается. В этом, в частности, очень помогает инициированная Федеральным агентством по туризму ­программа возврата части стоимости путешествия по России, нацеленная на поддержку спроса как раз в низкий сезон. С учетом этого есть все основания полагать, что до конца текущего года показатель 7 млн туристов в Петербурге удастся достигнуть.

— Известно, что для поддержки отрасли во время пандемии федеральные и городские влас­ти предприняли массу усилий. Насколько эффективны оказались предпринятые меры?

— Все эти меры были действенны и сработали — и надо честно признать, что сопоставимого с петербургским комплекса мер поддержки не было ни в одном другом регионе страны. Речь шла, в частности, об освобождении предприятий туризма от уплаты региональных налогов, обнулении НДС на федеральном уровне, а также ряде других мер.

Кроме того, предприятия сферы туризма могли получать льготные кредиты — и некоторые тур­операторские компании этой поддержкой воспользовались. Да, их было не так много. Но надо понимать, что любой кредит — это обязательство. Ведь льготные кредиты выдавались при условии сохранения штата в довольно сложной ситуации — не все могли взять на себя ответственность в условиях неясных перспектив.

Безусловно, к мерам поддержки как отрасли, так и самих туристов надо отнести федеральную программу туристического кешбэка — это инструмент, который действительно работает на все 100 % и пользуется популярностью как среди продавцов туристических услуг, так и у покупателей.

— В стране быстрыми темпами растет внутренний туризм. На ваш взгляд, поспевает ли за его ростом инфраструктура? Ведь даже самый лучший объект, к которому нет хорошей дороги, может оказаться невостребованным…

— В каких‑то регионах развитие инфраструктуры соответствует темпам роста потока туристов, а в каких‑то пока нет. Ведь никто не мог предугадать, что туристы активно поедут даже в те регионы, которые раньше их почти не интересовали.

Если брать, к примеру, Петербург, у нас ситуация довольно благоприятная: город обладает хорошо развитой туристической инфраструктурой, которая к тому же постоянно совершенствуется. Но и у нас есть свои узкие места, над расшивкой которых еще надо работать. Есть они пока и в других российских областях, краях и республиках. Где‑то не хватает санитарных удобств, где‑то — доступных по цене и комфортных мест размещения. А где‑то трудно найти объект, в котором можно недорого накормить большую группу туристов.

Однако сейчас на всех уровнях присутствует понимание того, что необходимо как можно быст­рее создавать туристскую инфраструктуру высокого класса. Правительство России выделяет огромные средства на строительство быстровозводимых отелей, предлагает инвесторам льготное кредитование и так далее. И ситуация в этом плане достаточно быстро меняется в лучшую сторону.

— Одной из болевых точек внут­реннего туризма всегда был транспорт: добраться из Петербурга к таким легендарным местам, как Байкал, Камчатка или Сахалин, всегда было дорого. Однако в этом году туда появились чартеры, а регулярная авиаперевозка стала доступна по цене. Как изменяется ситуация в сфере так нужного турис­там транспорта?

— В этом направлении тоже наметился значительный прогресс. Причем это касается не только авиатранспорта, перевозящего туристов в дальние регионы страны. Если вспомнить недалекое прошлое, добраться в некоторые районы Ленинградской облас­ти или во Псков было довольно непросто — туда ходили только автобусы. А сейчас? Уехать из нашего города в Великий Новгород, Псков, Выборг и Карелию можно на удобных и комфортных «Лас­точках»…

Да и по всей стране ситуация с транспортом меняется в лучшую сторону, авиакомпании открывают все новые и новые маршруты, а цены на перелеты по России стали доступными. В Петербурге, например, только с начала лета ­появились новые авиарейсы во Владивосток, Красноярск, Тобольск, Казань и Горно-Алтайск, увеличена частота полетов в Астрахань, Владикавказ, Киров, Минеральные Воды, Сочи, Ставрополь, Тюмень, Ульяновск и Котлас. И развитие в этом направлении будет продолжено: совсем недавно мы встречались с представителями компании «Аэрофлот» и убедились в том, что у них большие планы по расширению маршрутной сети в стране.

Конечно же, все это будет способствовать туристическому развитию регионов. Если оценивать предварительные результаты этого года, к примеру, сразу можно заметить, что петербуржцы отправлялись практически во все регионы России, включая самые отдаленные. Да и в гости к нам во все большем количестве теперь едут не только москвичи, но и жители Сибири и Дальнего Востока.

— Как меняются вкусы российского туриста?

— Турист туристу рознь. Однако можно точно сказать: гос­ти стали более требовательными, а интересы у них — в значительной мере нестандартными. У нас явно прослеживается тренд на индивидуальный туризм. Отсюда и резкий рост спроса на авторские туры и экскурсии. Клиент хочет чего‑то особенного, ­необычного.

Кроме того, по словам специалистов, туристы выбирают более продолжительные туры для того, чтобы глубже ознакомиться с тем или иным регионом.

Большим спросом пользуются и различные виды отдыха, связанные с пребыванием на природе. Например, в этом году очень популярны экологические тропы, которые в большом количест­ве появились в Ленинградской области. В этом же направлении развивается и оздоровительный туризм — санатории в этом году на пике популярности, поскольку они предоставляют возможность одновременно и отдохнуть, и поправить здоровье. И вообще все виды активного и полезного туризма становятся все более привлекательными.

— Если раньше наши сограждане, как правило, самостоятельно организовывали свои путешествия по стране, то теперь им предлагаются в изобилии пакетные туры. Но ведь сейчас еще проще самостоятельно забронировать туристические услуги, гостиницы, билеты в режиме онлайн. Зачем же туристу агент?

— Не стану спорить: до сих пор часть туристов при поездках по стране предпочитают самостоятельно их организовывать. Особенно когда люди путешествуют на своем автотранспорте. Такие туристы всегда были, есть и будут. Но все больше становится и тех, кто предпочитает приобрести пакет услуг у специалиста, который, по сути, является экспертом по путешествиям. Он знает, какой отель лучше или хуже подходит под потребности клиента, где можно арендовать машину, на какую экскурсию отправиться… Он в курсе всех нюансов, которые интересуют отправляющегося на отдых человека. Кроме того, многие у нас до сих пор приходят к агенту для того, чтобы пообщаться и получить сервис с человеческим лицом.

Абсолютно уверена в том, что полностью уйти в онлайн никогда не получится — всегда будет сохраняться важность личного общения, получения свежей информации из первых рук и персонализированного сервиса.

— К вопросу о сервисе с человеческим лицом: туристической отрасли сегодня хватает специалистов?

— Сейчас большая потребность в профессионалах, знающих внут­рироссийскую тематику, умеющих создавать и продавать соответствующий турпродукт. Да, зарплаты в нашей отрасли поскромнее тех, что платят в крупных IТ-компаниях. Но надо понимать, что туризм — отрасль, в которой специалист может проявить свою индивидуальность и творческие таланты в самом полном объеме. Сейчас, когда отрасль активно развивается, возможности максимально широки. Можно работать в сфере продаж, реализуя готовые туры, а можно, например, открыть собственный музей… Туризм — это шанс проявить самостоятельность и сделать что‑то так, как ты этого хочешь. И если все делать правильно, можно и неплохо зарабатывать. И кто сказал, что это будет меньше, чем в IТ?

Если человек работает с желанием и вкладывает в любимое дело частичку души, для таких людей туризм — одна из самых перспективных и творческих отраслей, в которой можно по‑настоящему проявить свою индивидуальность.

— На ваш взгляд, удалось ли Петербургу придать дополнительный импульс развитию туризма с помощью проекта «Новая туристическая география»?

— И этот, и другие новые проекты, которые реализует комитет по развитию туризма вместе с туристическим сообществом, дают импульс к развитию не только отрасли, но и всей инфраструктуры города. Особенно это важно, учитывая тенденцию омоложения туриста, приезжающего в Петербург.

Наш гость хочет сегодня не только посмот­реть на известные достопримечательности (Эрмитаж, Царское Село и т. д.), но и увидеть новые интересные объекты — общественные пространства, современные музеи, парки, спортивные объекты и пр. Растет и число приезжающих к нам семей с детьми, которым тоже нужны свои развлечения. Появление «Новой туристической географии» с массой новинок — большой плюс. Это очень важно для того, чтобы отрасль росла и развивалась. И Северо-Западное отделение Российского союза туриндустрии со своей стороны максимально активно участвует в развитии этого проекта.

— Что бы вы хотели сказать в День туризма?

— Абсолютно уверена в том, что туризм будет жить всегда. И пусть как можно больше гостей посещают Петербург и влюбляются в наш прекрасный город!

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7263) от 27.09.2022 под заголовком «Влюбленные в страну и в город».

Ссылка на публикацию в электронной версии газеты: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/vlyublennye-v-stranu-i-v-peterburg-chem-zhivet-sovremennyy-turizm/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Другие новости
Автор
Поделитесь этой записью
Подпишитесь на журнал

Официальный интернет-журнал РСТ — Северо-Запад RTourNews.ru выходит еженедельно по вторникам.