Работающая в отрасли уже более 20 лет директор Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская знает тему досконально. Накануне Всероссийского дня туризма, который, по традиции, отмечается 27 сентября, известный петербургский журналист Владимир Сергачёв побеседовал с ней о том, как и чем живет современный российский туризм.
— В 2014 году вы стали одним из лауреатов премии правительства РФ за создание Национальной программы детского туризма. А как сейчас живет этот проект, стартовавший в Петербурге?
— Это история о том, как одна замечательная инициатива — в данном случае Министерства культуры РФ — со временем переросла в нечто куда более фундаментальное. Осенью 2013 года в Петербурге стартовал пилотный проект «Моя Россия: град Петров». В его рамках дети из Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов прибывали в наш город в составе туристско-экскурсионных групп. Финансовое бремя проекта взял на себя Минкульт, а координатором стало Северо-Западное отделение Российского союза туриндустрии. И поскольку, по общему признанию, все было сделано на высоком уровне, этот пилотный проект был переформатирован в Национальную программу детского туризма, когда и в других регионах стали принимать юных гостей.
С тех пор более 75 тысяч школьников из разных уголков нашей страны смогли побывать в Петербурге и ознакомиться с его великой историей и достопримечательностями. Программа не вставала на паузу даже в пандемийные годы, она успешно работает и сегодня. Так, в 2022 году в рамках национального проекта «Культура» в Петербурге планируется реализовать четыре культурно-просветительские программы для детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет. В общей сложности по туристическим маршрутам отправятся 7680 учеников практически со всех регионов страны. Поездки для ребят продлятся до конца октября. Маршруты посвящены 350‑летию со дня рождения Петра I и Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Но и это еще не все. Федеральная программа стала примером для регионов, которые, выполняя поручение президента России Владимира Путина, стали запускать собственные проекты по развитию детского туризма. Так, в 2017 году в Ленинградской области стартовал проект «Мой родной край — Ленинградская область». За шесть последующих лет почти 21 тысяча школьников 5 – 11-х классов из всех районов Ленобласти получили возможность ознакомиться с наиболее значимыми объектами своего региона за счет областного бюджета. А нынешней осенью в Петербурге запущен новый городской проект «Юный путешественник Санкт-Петербурга», включающий восемь туристско-экскурсионных маршрутов с охватом до 30 тысяч учеников петербургских школ. Его координацию под руководством Комитета по развитию туризма также осуществляет Северо-Западное отделение Российского союза туриндустрии.
Трудно переоценить вклад всех перечисленных проектов в процесс развития культуры путешествий и патриотического воспитания подрастающего поколения. Я очень рада, что мне довелось быть причастной к их реализации, а главная награда — это счастливые глаза детей, влюбленных в свой город и в свою страну.
— В период пандемии туризм как в Петербурге, так и в стране в целом оказался в сложной ситуации и был признан одной из самых пострадавших отраслей экономики. Удалось ли отыграть потери?
— Если посмотреть статистику по Петербургу за 8 месяцев 2022 года, то количество туристских прибытий в наш город превысило 5,5 миллиона.
В подавляющем большинстве это наши соотечественники, иностранцев лишь 160 тысяч. Если учесть, что 5,5 млн «внутренних» туристов это примерно столько же гостей, сколько в 2019‑м прибыли в Петербург за целый год, динамика налицо.
Сейчас петербуржцы, как и другие россияне, активно путешествуют по своей стране, весь текущий год показатели внутреннего туризма впечатляют. Уверена: в этом направлении мы не только отыграем потери, но и превзойдем былые достижения.
— На ваш взгляд, удастся ли нашему городу в этом году превысить уровень 7 миллионов туристов?
— Все предпосылки для этого есть. Например, если раньше в Северной столице был ясно виден водораздел между высоким (май — сентябрь) и низким (октябрь — апрель) сезонами, то теперь он все больше сглаживается. В этом, в частности, очень помогает инициированная Федеральным агентством по туризму программа возврата части стоимости путешествия по России, нацеленная на поддержку спроса как раз в низкий сезон. С учетом этого есть все основания полагать, что до конца текущего года показатель 7 млн туристов в Петербурге удастся достигнуть.
— Известно, что для поддержки отрасли во время пандемии федеральные и городские власти предприняли массу усилий. Насколько эффективны оказались предпринятые меры?
— Все эти меры были действенны и сработали — и надо честно признать, что сопоставимого с петербургским комплекса мер поддержки не было ни в одном другом регионе страны. Речь шла, в частности, об освобождении предприятий туризма от уплаты региональных налогов, обнулении НДС на федеральном уровне, а также ряде других мер.
Кроме того, предприятия сферы туризма могли получать льготные кредиты — и некоторые туроператорские компании этой поддержкой воспользовались. Да, их было не так много. Но надо понимать, что любой кредит — это обязательство. Ведь льготные кредиты выдавались при условии сохранения штата в довольно сложной ситуации — не все могли взять на себя ответственность в условиях неясных перспектив.
Безусловно, к мерам поддержки как отрасли, так и самих туристов надо отнести федеральную программу туристического кешбэка — это инструмент, который действительно работает на все 100 % и пользуется популярностью как среди продавцов туристических услуг, так и у покупателей.
— В стране быстрыми темпами растет внутренний туризм. На ваш взгляд, поспевает ли за его ростом инфраструктура? Ведь даже самый лучший объект, к которому нет хорошей дороги, может оказаться невостребованным…
— В каких‑то регионах развитие инфраструктуры соответствует темпам роста потока туристов, а в каких‑то пока нет. Ведь никто не мог предугадать, что туристы активно поедут даже в те регионы, которые раньше их почти не интересовали.
Если брать, к примеру, Петербург, у нас ситуация довольно благоприятная: город обладает хорошо развитой туристической инфраструктурой, которая к тому же постоянно совершенствуется. Но и у нас есть свои узкие места, над расшивкой которых еще надо работать. Есть они пока и в других российских областях, краях и республиках. Где‑то не хватает санитарных удобств, где‑то — доступных по цене и комфортных мест размещения. А где‑то трудно найти объект, в котором можно недорого накормить большую группу туристов.
Однако сейчас на всех уровнях присутствует понимание того, что необходимо как можно быстрее создавать туристскую инфраструктуру высокого класса. Правительство России выделяет огромные средства на строительство быстровозводимых отелей, предлагает инвесторам льготное кредитование и так далее. И ситуация в этом плане достаточно быстро меняется в лучшую сторону.
— Одной из болевых точек внутреннего туризма всегда был транспорт: добраться из Петербурга к таким легендарным местам, как Байкал, Камчатка или Сахалин, всегда было дорого. Однако в этом году туда появились чартеры, а регулярная авиаперевозка стала доступна по цене. Как изменяется ситуация в сфере так нужного туристам транспорта?
— В этом направлении тоже наметился значительный прогресс. Причем это касается не только авиатранспорта, перевозящего туристов в дальние регионы страны. Если вспомнить недалекое прошлое, добраться в некоторые районы Ленинградской области или во Псков было довольно непросто — туда ходили только автобусы. А сейчас? Уехать из нашего города в Великий Новгород, Псков, Выборг и Карелию можно на удобных и комфортных «Ласточках»…
Да и по всей стране ситуация с транспортом меняется в лучшую сторону, авиакомпании открывают все новые и новые маршруты, а цены на перелеты по России стали доступными. В Петербурге, например, только с начала лета появились новые авиарейсы во Владивосток, Красноярск, Тобольск, Казань и Горно-Алтайск, увеличена частота полетов в Астрахань, Владикавказ, Киров, Минеральные Воды, Сочи, Ставрополь, Тюмень, Ульяновск и Котлас. И развитие в этом направлении будет продолжено: совсем недавно мы встречались с представителями компании «Аэрофлот» и убедились в том, что у них большие планы по расширению маршрутной сети в стране.
Конечно же, все это будет способствовать туристическому развитию регионов. Если оценивать предварительные результаты этого года, к примеру, сразу можно заметить, что петербуржцы отправлялись практически во все регионы России, включая самые отдаленные. Да и в гости к нам во все большем количестве теперь едут не только москвичи, но и жители Сибири и Дальнего Востока.
— Как меняются вкусы российского туриста?
— Турист туристу рознь. Однако можно точно сказать: гости стали более требовательными, а интересы у них — в значительной мере нестандартными. У нас явно прослеживается тренд на индивидуальный туризм. Отсюда и резкий рост спроса на авторские туры и экскурсии. Клиент хочет чего‑то особенного, необычного.
Кроме того, по словам специалистов, туристы выбирают более продолжительные туры для того, чтобы глубже ознакомиться с тем или иным регионом.
Большим спросом пользуются и различные виды отдыха, связанные с пребыванием на природе. Например, в этом году очень популярны экологические тропы, которые в большом количестве появились в Ленинградской области. В этом же направлении развивается и оздоровительный туризм — санатории в этом году на пике популярности, поскольку они предоставляют возможность одновременно и отдохнуть, и поправить здоровье. И вообще все виды активного и полезного туризма становятся все более привлекательными.
— Если раньше наши сограждане, как правило, самостоятельно организовывали свои путешествия по стране, то теперь им предлагаются в изобилии пакетные туры. Но ведь сейчас еще проще самостоятельно забронировать туристические услуги, гостиницы, билеты в режиме онлайн. Зачем же туристу агент?
— Не стану спорить: до сих пор часть туристов при поездках по стране предпочитают самостоятельно их организовывать. Особенно когда люди путешествуют на своем автотранспорте. Такие туристы всегда были, есть и будут. Но все больше становится и тех, кто предпочитает приобрести пакет услуг у специалиста, который, по сути, является экспертом по путешествиям. Он знает, какой отель лучше или хуже подходит под потребности клиента, где можно арендовать машину, на какую экскурсию отправиться… Он в курсе всех нюансов, которые интересуют отправляющегося на отдых человека. Кроме того, многие у нас до сих пор приходят к агенту для того, чтобы пообщаться и получить сервис с человеческим лицом.
Абсолютно уверена в том, что полностью уйти в онлайн никогда не получится — всегда будет сохраняться важность личного общения, получения свежей информации из первых рук и персонализированного сервиса.
— К вопросу о сервисе с человеческим лицом: туристической отрасли сегодня хватает специалистов?
— Сейчас большая потребность в профессионалах, знающих внутрироссийскую тематику, умеющих создавать и продавать соответствующий турпродукт. Да, зарплаты в нашей отрасли поскромнее тех, что платят в крупных IТ-компаниях. Но надо понимать, что туризм — отрасль, в которой специалист может проявить свою индивидуальность и творческие таланты в самом полном объеме. Сейчас, когда отрасль активно развивается, возможности максимально широки. Можно работать в сфере продаж, реализуя готовые туры, а можно, например, открыть собственный музей… Туризм — это шанс проявить самостоятельность и сделать что‑то так, как ты этого хочешь. И если все делать правильно, можно и неплохо зарабатывать. И кто сказал, что это будет меньше, чем в IТ?
Если человек работает с желанием и вкладывает в любимое дело частичку души, для таких людей туризм — одна из самых перспективных и творческих отраслей, в которой можно по‑настоящему проявить свою индивидуальность.
— На ваш взгляд, удалось ли Петербургу придать дополнительный импульс развитию туризма с помощью проекта «Новая туристическая география»?
— И этот, и другие новые проекты, которые реализует комитет по развитию туризма вместе с туристическим сообществом, дают импульс к развитию не только отрасли, но и всей инфраструктуры города. Особенно это важно, учитывая тенденцию омоложения туриста, приезжающего в Петербург.
Наш гость хочет сегодня не только посмотреть на известные достопримечательности (Эрмитаж, Царское Село и т. д.), но и увидеть новые интересные объекты — общественные пространства, современные музеи, парки, спортивные объекты и пр. Растет и число приезжающих к нам семей с детьми, которым тоже нужны свои развлечения. Появление «Новой туристической географии» с массой новинок — большой плюс. Это очень важно для того, чтобы отрасль росла и развивалась. И Северо-Западное отделение Российского союза туриндустрии со своей стороны максимально активно участвует в развитии этого проекта.
— Что бы вы хотели сказать в День туризма?
— Абсолютно уверена в том, что туризм будет жить всегда. И пусть как можно больше гостей посещают Петербург и влюбляются в наш прекрасный город!
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7263) от 27.09.2022 под заголовком «Влюбленные в страну и в город».
Ссылка на публикацию в электронной версии газеты: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/vlyublennye-v-stranu-i-v-peterburg-chem-zhivet-sovremennyy-turizm/